Первый Берлинский кризис 1948-1949 гг.

В условиях стартовавшего холодного американо-советского противостояния германский вопрос обрел статус ключевого. В соответствии с решением Ялтинской конференции Германия делилась на 4 оккупационные зоны. Восток страны с Берлином подлежал советской оккупации, северо-запад — английской, юго-западная часть досталась американцам и самая западная часть, примыкавшая к границам Франции, оккупировалась французами. Столицу Рейха Берлин ожидала та же участь. Восток города контролировался советскими войсками, а в западной части проектировались 3 сегмента, подвластные союзникам.

 

Чужеродный анклав препятствовал монолитности советской зоны, и Москва надеялась, что союзное присутствие в Берлине будет формализовано, но в июле 1945 г. части 9-й американской армии проникли в город и остались там. Силой препятствовать союзнику советские войска не стали, и досадный, но прогнозируемый раздел Берлина стал политической реальностью.

 

​Разгрузка самолетов ВМС США в аэропорту Темпельхоф во время воздушных перевозок в Западный Берлин

Разгрузка самолетов ВМС США в аэропорту Темпельхоф во время воздушных перевозок в Западный Берлин. 1948

 

Для управления Германией 30 июля 1945 г. был сформирован союзный контрольный совет, призванный обеспечить согласованность действий оккупирующих держав, но текущая деятельность на местах регулировалась конкретными военными администрациями. В таких условиях каждая из сторон руководствовалась собственной выгодой при осуществлении репарационной деятельности, формировании структур самоуправления и проведении мероприятий денацификации, демократизации и декартелизации.

 

Причиной первых конфликтов явилась репарационная политика. Восточная зона Германии состояла из беднейших регионов, располагающих скудными платежными ресурсами. Причем советская доля в объеме репараций была наибольшей и не могла быть взыскана из советской зоны без тотального разорения последней. В таких условиях СССР ставил вопрос о доступе к репарационному потенциалу промышленноразвитых западных зон Германии.

 

Немцы Тризонии собирают уголь, поставленный в Берлин американской транспортной авиацией

Немцы Тризонии собирают уголь, поставленный в Берлин американской транспортной авиацией. 1948

 

Союзники, и в первую очередь США, препятствовали справедливым советским требованиям и игнорировали принцип декартелизации, стремясь в собственных интересах сохранить целостность германских концернов. Несостоятельность британской и французской оккупационных администраций привела к доминированию США и унификации политики саботажа советских требований. Более того, стремясь к реализации собственных планов в отношении Германии, США решили применить на подопечных территориях меры плана Маршалла. План подразумевал масштабные капиталовложения в экономику западных зон Германии при их обособлении от восточной зоны.

 

Данный сепаратный шаг вызвал советские протесты, проигнорированные США и сателлитами. В январе 1947 г. английская и американская зоны объединились в Бизонию, а весной 1948 г., с включением французской зоны, сложилась Тризония, подготовленная к реализации плана Маршалла. В числе прочего, план подразумевал финансовую стабилизацию за счет проведения конфискационной денежной реформы, после которой на руках у жителей западных зон оказывались массы обесцененных рейхсмарок, имеющих хождение на востоке. Подобное положение противоречило принципам совместного управления и угрожало экономической стабильности в советской зоне. В ответ советская сторона прекратила консультации в Контрольном совете. Во избежание массовых закупок товаров и спекуляций в советской зоне за деньги, выведенные из обращения в Тризонии, маршал Соколовский усилил таможенный контроль на линии разграничения и с марта по июнь 1948 г. сократил количество транспортных коридоров с запада на восток. Учитывая, что персонал союзников мог участвовать в махинациях, контроль был распространен и на них, а не только на немцев.

 

20 июня 1948 г. реформа в Тризонии осуществилась. Прецедент сепаратных несогласованных мер в отношении Германии позволил СССР адекватно ответить на вызов. 24 июня в советской зоне происходит сходная денежная реформа, но, кроме того, Москва полностью прекращает перемещения союзного персонала и грузов между Тризонией и западным Берлином. Блокируются поставки продовольствия, топлива, электроэнергии. Цель — вынудить бывших союзников оставить занятые сектора германской столицы. При этом населению города было предложено с 29 июня оптом и в розницу приобретать необходимое в советском секторе города. Союзные администрации воспретили подопечным пользоваться советскими источниками снабжения и поставили проблему выживания более 2 млн берлинцев в зависимость от своей способности противостоять блокаде.

 

Советский контингент в Европе заметно превосходил силы США и союзников, вследствие чего силовой вариант прорыва блокады, предложенный «не нюхавшим пороха» ген. Л. Клеем, в Вашингтоне предпочли отклонить, хотя для несработавшего устрашения «красных» в Англию перебросили группу бомбардировщиков, приспособленных к транспортировке атомных бомб. Но вместо эскалации решили реализовать план командующего ВВС К. Лемея по наведению воздушного моста между Тризонией и Берлином. 24 июня американская транспортная авиация при поддержке союзников начала челночные рейсы на 3 аэродрома в западной части города, куда доставлялось все необходимое для населения.

 

Жители Берлина наблюдают за посадкой С-54 в берлинском аэропорту. 1948

Жители Берлина наблюдают за посадкой С-54 в берлинском аэропорту. 1948

 

Советская реакция на наведение воздушного моста оказалась умеренной и рациональной. Истреблять союзную авиацию никто не намеревался. Напротив, в обеспечении безопасности полетов участвовали диспетчеры восточной зоны. Вероятно, в Москве сполна оценили предоставленный повод понаблюдать за потугами партнеров «разориться из принципа». Дело в том, что организация авиаперевозок такого масштаба была баснословно дорогим мероприятием. К примеру, Берлин отапливался углем, который осенью 1948 г. пришлось возить в нужных количествах, сжигая десятикратно более дорогой авиационный бензин, что влекло циклопические расходы бюджета США.

 

Тем не менее, принципы сдерживания коммунизма оказались для Белого дома дороже, и за неполный год блокады транспортная авиация США и партнеров, совершив более 270 000 вылетов, доставила в Берлин свыше 2,3 млн т грузов.

 

Между тем острота кризиса пошла на убыль, тем более что в его ходе состоялось фактическое размежевание Германии на пару государств. Ряд взаимных компромиссов позволил в мае 1949 г. прекратить блокаду и восстановить снабжение сохранившего статус западного Берлина более традиционными способами.

 

За время кризиса снискавший лавры борца с коммунизмом Г. Трумэн успел переизбраться на нежданный второй президентский срок. Влияние США на европейцев позволило сформировать антисоветский блок НАТО. В Тризонии была разработана конституция, предварявшая создание ФРГ. А в советской зоне по аналогии сложились предпосылки для формирования альтернативного германского государства. Таким образом, кризис способствовал оперативному разрешению ключевых вопросов послевоенной Европы и оформлению четких, вызывающих уважение разграничительных линий.