Древние египтяне гармонично дополняли архитектурные памятники скульптурными композициями. Малые архитектурные формы отличались разнообразием и функциональным назначением. Сакральные изображения богов помещали в святилища, скульптуры царей — в храмах и на входе в них, чтобы те получили божественное покровительство, статуэтки женщин и детей — в молельнях или гробницах родственников с просьбой о даровании потомства.
Содержание
Скульптурная группа, изображающая двух взрослых и мальчика. Около 1353-1336 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Статуи заупокойного культа
Большинство скульптур Древнего Египта имело непосредственное отношение к заупокойному культу. Статуи делали из красного и черного гранита, диорита, алебастра, известняка и песчаника, последние два грунтовали и покрывали краской. Изваяния из более твердых пород окрашивали лишь частично.
Изготавливали и деревянные статуи, на которые также наносили грунт и краску. Существует мнение, что определенные деревянные скульптуры использовали во время погребальных ритуалов, когда близкие изображали «детей бога Гора» и несколько раз подымали и опускали статую умершего.
Особое внимание уделялось инкрустации глаз. Их изготавливали из горного хрусталя, черного дерева и белоснежного алебастра. Бытовало мнение, что в статуи их вставляли только во время обряда отверзения уст, поскольку именно глаза считались вместилищем души человека.
Назначение скульптур царей в заупокойных храмах и гробницах носило практический характер. С одной стороны, после смерти человека они должны были стать вместилищем души, с другой — прославлять и напоминать о нем как о боге на земле.
Постепенно сложился определенный свод правил для создания скульптур царских особ. Фараон изображался стоя с отставленной вперед левой ногой и прижатыми к бокам руками либо сидя с прямой спиной и сложенными на груди или коленях руками. Также были распространены коленопреклоненные скульптуры. Часто, чтобы подчеркнуть божественное происхождение царя, его размещали в окружении небожителей.
Все скульптуры имели фронтальную ориентацию. Изображение тела и его частей носило условный характер. При этом лицу человека старались придать определенное портретное сходство. Главным считалось то, что скульптура должна была воплощать невозмутимость и величие.
Канонизированные изображения располагали в специальном помещении заупокойного храма — сердабе. При этом на уровне глаз оставляли отверстия либо щель. Таким образом, невидимая для посторонних глаз скульптура могла наблюдать за теми, кто приходит к ней с дарами и пожертвованиями.
Раскрашенная деревянная статуя женщины, несущей подношения в корзине. Около 1981-1975 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Статуи вельмож изготавливали по основным принципам царских статуй, но в них отсутствовало напряженное величие. Они казались более живыми и непосредственными.
Кроме статуи покойного, в гробнице размещались ушебти — ответчики — небольшие статуэтки со скрещенными руками, которые должны были выполнять всю работу за господина в потустороннем мире. С заупокойным культом также связано распространение статуэток слуг и рабов, которые должны были обслуживать своих хозяев в загробной жизни. Сделанные из ярко раскрашенного дерева и камня, они реалистично передают особенности облика, позы и движения человека.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Статуя олицетворяет жизненную силу умершего. Две раскрытые руки образуют иероглиф «ка», потому как «ка» — двойник человека. Глаза выполнены из горного хрусталя. Борода символизирует царскую власть.
Деревянная статуя души «ка» фараона. Дата неизвестна. Египетский музей, Каир (Египет)
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Немаловажным было написание имени на скульптуре. Имя «рен» считалось одной из душ человека. Если кто-то хотел причинить человеку вред, то писал его имя на папирусе и сжигал. Именно поэтому скульпторы часто перебивали имена фараонов на статуях. Люди верили, что после этого скульптура принадлежала тому, чье имя на ней написано. Портретное сходство не имело такого важного значения.
Рельеф — один из основных видов скульптуры, в котором все изображаемое создается с помощью объемов, выступающих из плоскости фона. В Древнем Египте выделяли два типа рельефов: врезной — углублялись контуры силуэтов (вверху: изображение в храме Мединет-Абу, Луксор (Египет)) и барельеф — изображение выступало над поверхностью (справа: изображение бога Себека на стене храма в Ком-Омбо, Египет).
Статуи во славу царей
В эпоху Среднего царства появились скульптуры фараонов и богов, которые устанавливались перед входом в храм. Их функция была иной — прославлять живых правителей Египта. Подобные скульптуры в Древнем Египте делали крупных размеров, их трактовали обобщенно, без детализации.
Статуя фараона Сахура и бога — покровителя нома. Около 2458-2446 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
К отдельному типу колоссальных скульптурных памятников следует отнести сфинксов. Их название имеет греческое происхождение и означает «душительница». Это зооморфное мифическое существо с телом льва и головой человека, реже сокола или барана. В данном случае важно различать статуи священных животных конкретной местности и сфинксов.
Понятие о сфинксах у египтян и греков, которые, вероятно, позаимствовали его, сильно различается. В Древнем Египте сфинкс охранял вход в храм от сил зла. В Греции же он чудовище, подстерегающее путников, загадывающее загадки, а потом убивающее.
Самая масштабная и наиболее известная скульптура этого вида — сфинкс с головой царя Хефрена. Большой сфинкс длиной 72 м и высотой 20 м высечен из монолитной известняковой скалы и имеет вид льва с человеческой головой, лежащего на песке.
Большой сфинкс. Гиза, Египет
Когда-то между его лапами находилось небольшое святилище. Египтяне называли его Хорэмахт — «Гор над горизонтом». Оно считалось олицетворением утреннего солнца, разгоняющего мглу. В эпоху эллинов и римлян разрушенные эрозией лапы и бока сфинкса заменили известняковыми блоками.
Амарнский период в скульптуре
В эпоху правления Эхнатона, амарнский период (1364-1336 гг. до н. э.), в искусстве произошли изменения: первостепенными стали подвижность фигур, правдивость изображения (даже с передачей физических изъянов) и живость образов композиции. Так представляли фараонов и прочих вельмож.
Лицо женщины (возможно, царицы Тейе, матери Эхнатона). 1353-1336 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
При этом изображение царя служило своеобразным каноном, идеалом для подражания знати. К амарнскому периоду относится всемирно известный шедевр — скульптурный портрет царицы Нефертити. После смерти правителя, в период XIX династии, искусство возвратилось к прежним традициям.
Колоссы Мемнона
Колоссы Мемнона — две статуи Аменхотепа III, которые прежде стояли на страже в поминальном храме. Фараон Аменхотеп, в отличие от своих воинственных предшественников, больше времени уделял искусству. Именно при нем началось самое грандиозное строительство в Карнакском храме, был заложен и возведен Луксорский храм.
Но однажды эти статуи запели... В 27 г. до н. э. в Фивах произошло землетрясение, в результате которого верхняя часть одной из статуй разрушилась. Именно тогда статуя и начала «петь» на восходе солнца. Строгие часы «пения» не вызывали сомнения в том, что колосс приветствует утреннюю зарю.
Постепенно эти скульптуры стали ассоциироваться не с реальным правителем, а с легендарным Мемноном, героем греческих сказаний, который погиб от руки Ахиллеса. Император Септимий Север отремонтировал разрушенную статую. Все надеялись, что теперь она обретет дар речи, но, увы, колосс замолчал навсегда. Ведь звуки, издаваемые статуей, были всего лишь колебаниями воздуха в разломе, что вызывали температурные перепады при смене ночи и дня.
Одна из статуй Колоссов Мемнона. Луксор, Египет