Живопись Древнего Египта весьма разнообразна. Несмотря на некоторую условность, изображения позволяют окунуться в мир одной из древнейших цивилизаций. Египтяне проявили себя искусными художниками. Рисунки и надписи, оставленные рукой тех мастеров, являют собой череду шедевров.
Содержание
Всю поверхность гробниц и храмов заполняли разнообразными рисунками, на которых соседствовали боги и люди. Поскольку земное существование считалось лишь вехой на пути к вечной жизни, религиозно-культовая тематика занимала в живописи центральное место. Картины были призваны прославить усопшего и обеспечить его всем необходимым в загробной жизни.
Омовение мертвых. Роспись в гробнице писца Небамона. 1390-1349 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Постепенно сложилась серия изображений, которые сначала украшали заупокойный храм и гробницу фараона и членов царской семьи, а после были заимствованы знатью. С возникновением храмов живопись появилась и на их стенах. Кроме того, разнообразные рисунки украшали дворцы царей и дома вельмож.
Портрет Нефертари. Роспись из гробницы Нефертари. Долина цариц, Египет
Правила рисования
Существовал определенный канон, по которому формировалась картина. Лицо и ноги человека изображались в профиль, плечи и глаза — в фас, а корпус — с поворотом в три четверти. Фараона либо знатного человека рисовали стоя либо сидя, с прямой спиной, со спокойным и невозмутимым лицом. Мужчины на рисунках имели темно-коричневую кожу, женщины — желтую. От положения в обществе зависел и размер изображаемого. Фигура фараона значительно возвышалась над остальными.
Древнеегипетский канон изображения человека. Факсимиле Уоллиса Баджа с виньетки «Книги мертвых Ани» (около 1300 г. до н. э.). Опубликовано Джеймсом Вассерманом (1994). Британский музей, Лондон (Великобритания)
На любых картинах, как и на скульптурах, фигура фараона должна была передавать величие и спокойствие. Именно это обусловливало статичный вид царских особ. Более вольные позы допускались в изображении простых людей, а наибольшую свободу художник имел при передаче животных и птиц.
Сцены, иллюстрирующие труд обычных людей, позволяли при необходимости отойти от канона. Здесь позы более естественны, лица и движения наполнены эмоциями. Изображения животных и птиц предоставляли свободу таланту и мастерству художника. Они прорисованы так тщательно, что кажется, будто вот-вот сойдут со стен.
Рисунок гиппопотама. Около 1479— 1425 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Считается, что египтяне во время рисования применяли не перспективу, а аспективу. Аспективный подход предполагал отображение не видимого облика тела, а истинного знания его качеств. Человека либо животное рисовали сбоку — с помощью такого приема можно было передать движение, разделить человека стоящего и идущего. Вид сверху использовали при изображении врагов, темных сил.
Огромное значение имел цвет:
- Белый считался цветом ритуальной чистоты и сакральности. Его использовали для одеяния людей на рисунках.
- Зеленый символизировал рост и жизнь. Бог Осирис изображался с кожей зеленого цвета.
- Красный был ему противоположен, это цвет огня и крови, безжизненной пустыни, опасности, гибельных сил, смерти. С красными глазами и ушами рисовали бога Сета.
- Синий — цвет вод Нила, жизни и возрождения.
- Желтый — цвет солнца, символ вечного и непреходящего.
Картины писались техникой темперы. Красящие пигменты добывали из охры (для красного и желтого цветов), малахита (для зеленого), угля (для черного), гипса (для белой краски), различных соединений меди, кремния и кальция (для синих оттенков). В качестве связующих компонентов использовали яичный белок или водный раствор гуммиарабика.
Изображение в окаймлении надписей располагалось поясами. Пробелы не допускались, поэтому одной из задач художника было не только запечатлеть необходимые сцены, но и грамотно разместить их вдоль всей поверхности.
Сюжеты в живописи
Мотивы для изображения также не выбирали произвольно. В мастерских имелись образцы, из которых в каждом отдельном случае комбинировали сцены украшения гробниц. Так, обязательным атрибутом любого заупокойного храма были изображения с оплакиванием умершего. Запечатлевались и моменты подношения даров, которые должны были обеспечить пропитание умершего в потустороннем мире, а значит, его загробную жизнь.
Погребальная процессия. Факсимиле с виньетки из «Книги мертвых Ани» (около 1300 г. до н. э.). Опубликовано в 1994 г. Британский музей, Лондон (Великобритания)
С точностью художники изображали сюжеты из повседневной жизни. Однако за кажущейся естественностью также скрывался ряд правил, которым необходимо было следовать при написании фигур.
Большое распространение получили сцены погребения умершего и его путешествия в царство Дуат.
Амарнский период в живописи
Как и в скульптуре, в изобразительном искусстве также выделяется амарнский период. Религиозная реформа Эхнатона поощряла применение экспрессивных средств, используемых в изображении царственного величия. Условная схема фигуры сохранилась, но общий канон изменился.
Позы более не отягощались неподвижностью, в изображении появились динамизм и эмоции. Акцент делали на передаче особенностей лица и фигуры.
Все отмеченные изменения появились благодаря тому, что именно во время правления Эхнатона в силу вступил культ жизни. Вопреки предшествующему культу загробной жизни, важным стало то, что происходило здесь и сейчас.
В искусстве амарнского периода впервые в истории Египта появился пейзаж, который прославлял красоту природы. Многие залы и дворцы расписывались в пейзажном стиле: по полу текла река или покоилась гладь озера с кувшинками, на стенах — заросли камыша, на потолке — безоблачное небо с летящими птицами. Амарнский период стал для египетской живописи глотком свежего воздуха. Изображения этого времени проникнуты чистотой и радостью.
Маски и саркофаги
Совершенно отдельное направление составляют живописные изображения на масках и саркофагах.
В процессе мумификации тело человека теряло свой естественный вид, особенно страдало лицо. Для того чтобы сохранить изображение лица умершего и обеспечить его душе путь к возвращению, на лицо накладывали маску.
После мумифицирования тело помещали в деревянный гроб, а затем в саркофаг. Саркофаги изготавливали в виде дома или в форме очертаний человеческого тела. Их покрывали росписью и текстами молитв. Таким образом, живопись не только украсила и разнообразила жизнь египтян, но и сохранила для нас многие важные детали истории, быта и верований этого народа.
Антропоморфный саркофаг. 1000—945 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Важно разделять погребальную и посмертную маски. Последняя представляла собой слепок с лица умершего. В отличие от подобного слепка, в погребальной маске портретное сходство было необязательным.