Мифология Древнего Египта: сотворение мира, миф об Осирисе, миф о Ра

Мифология играла огромную роль в ранних государствах, не стала исключением и мифология Древнего Египта. Ее целью было объяснить мироустройство, ответить на важные вопросы о происхождении всего вокруг, возникновении и месте человека на земле, смене дня и ночи. Одними из мифов, рассказывающих о сотворении Вселенной и бытия на ней, были космогонические.

 

Содержание

  1. Космогонические мифы
  2. Миф об Осирисе
  3. Мифы о боге Ра

 

Космогонические мифы

Существовало несколько центров, которые давали свою трактовку происхождению всего бытующего. Один из них — Гелиополис. Согласно гелиопольской космогонической концепции, первоначально был хаос, бездонный и темный океан Нун. Он имел женское обличие и именовался Наунет.

 

Нун и Наунет. Дата неизвестна. Рельеф в храме в Дейр-эль-Медине

Нун и Наунет. Дата неизвестна. Рельеф в храме в Дейр-эль-Медине, Египет

 

Из океана появился бог Атум. Это было самое первое божество, бог-первотворец. Атум относился к богам солнечного культа и ассоциировался с закатным солнцем, позже стал одной из ипостасей бога Ра. Для своей опоры он создал первородный холм бенбен. Этот холм стал прототипом солнечного обелиска, что располагался в храме бога Ра в Гелиополисе, как символ места, куда упал первый солнечный луч, и прообразом бенбенетов (пирамидионов) — гранитных наверший пирамид, которые полировали так, что они блестели на солнце, а позже обелисков.

 

Пирамидион Аменемхета III. XII династия. Египетский музей

Пирамидион Аменемхета III. XII династия. Египетский музей, Каир (Египет)

 

Атум сотворил бога воздуха, ветра Шу и богиню Тефнут, но они потерялись. На их поиски был отправлен глаз божества, за время его отсутствия Атум успел создать себе новый. По возвращении глаз разозлился и превратился в змею, однако бог обмотал его вокруг головы и тот стал уреем — символом царской власти. Глаз получил название «глаз Ра».

 

От слез бога Атума на земле появились люди. Шу и Тефнут родили вторую пару богов: богиню неба Нут и бога земли Геба, которые из-за постоянных ссор были разделены. Они в свою очередь дали жизнь богу возрождения Осирису, богине материнства и плодородия Исиде, богу разрушения и смерти Сету и женскому воплощению Сета Нефтиде.

 

Вторым центром космогонических мифов был Гермополь. Согласно его мифологии, изначально на земле существовал хаос в виде первозданного океана, в котором таились мрак, пустота, ничто, а также созидательные силы Хух и Хуахет (бесконечность), Нун и Наунет (вода), Кук и Каукет (темнота), Амон и Амунет (воздух). Они сотворили первичный холм и взрастили на нем цветок лотоса, из которого родился бог солнца Ра. От слез младенца Ра произошли люди на земле, а сам бог оседлал священную корову Хатхор. Священная корова стала небесным сводом, по животу которой двигались звезды.

 

Согласно мемфисской концепции, первотворцом был бог Птах, который создал девять богов в своем сердце и дал им имена, а также сотворил и назвал все сущее на земле.

 

Миф об Осирисе

Не менее значимым египтяне считали миф об Осирисе. Он был настолько важен потому, что показывал общую и вместе с тем личную борьбу света и тьмы, порядка и хаоса, добра и зла. Наиболее полный пересказ этого мифа можно встретить у Плутарха, поскольку в египетских текстах находятся только отдельные упоминания либо ссылки на него. Осирис и Исида были братом и сестрой, мужем и женой, любимыми детьми Нут и Геба. Исида дала людям зерно, а Осирис обучил их земледелию. Их созидательной деятельности мешал брат Осириса Сет, бог пустыни, хаоса и разрушения. Прибегнув к коварному плану, Сет убил Осириса, поместил его тело в саркофаг, который пустил в плавание. Исида нашла гроб и спрятала его в камышах, однако Сет обнаружил его, разрезал тело умершего на 14 частей и разбросал их по всем рукавам Нила. Исида разыскала 13 частей своего мужа, оживила его с помощью магии и зачала от него сына Гора.

 

Миф давал надежду на воскрешение каждого человека, на бессмертие его души и перерождение в другом качестве. Именно поэтому Осириса почитали как бога перерождения, которого греки соединяли с Дионисием, а Исиду — с богиней плодородия.

 

Эта легенда стала основанием для христианского мифа о воскрешении Иисуса Христа и непорочном зачатии Девы Марии. Библос же — город, возле которого Исида нашла гроб мужа, — стал центром культа Осириса.

 

Мифы о боге Ра

Отдельную область составляли мифы о возникновении главного светила и его деяниях. Солнце в древнеегипетской мифологии — первооснова мира, поэтому в большинстве легенд сначала появляется солнце, затем земля, люди, животные. В качестве творца выступал бог Ра. В ряде мифов описана его борьба с темными силами, например золотым змеем Апопом.

 

Кролик с ушами кошки (олицетворение бога солнца Ра) убивает змея

Кролик с ушами кошки (олицетворение бога солнца Ра) убивает змея — бога подземного царства Апопа. Изображение из гробницы Инхерхау. Дейр-эль-Медина, Египет

 

Апоп был настолько огромен, что мог проглотить солнце. Он считался жителем подземного царства, который поджидал там бога Ра, чтобы вступить с ним в еженощную схватку. Первоначально Ра защищал бог Сет, но постепенно сам Сет стал воплощением зла.

 

Надо отметить, что змея в египетской мифологии имеет двойственный характер. С одной стороны, она являлась носителем злого начала. С другой — выступала защитником и покровителем богов и фараонов, мертвых и путешественников. Считалось также, что змея приносила плодородие и оберегала источники воды.

 

Смену дня и ночи объясняли тем, что днем бог Ра плыл в своей ладье по небесному Нилу, ночью продолжал свой путь по подземному Нилу, а утром, победив Апопа, вновь появлялся на горизонте.

 

Гор и Амон-Ра. Фрагмент рельефа из гробницы Рамзеса IV. Долина царей, Луксор

Гор и Амон-Ра. Фрагмент рельефа из гробницы Рамзеса IV. Долина царей, Луксор (Египет)