Культ животных в Древнем Египте: бык, кошка, скарабей, крокодил, сокол

В Древнем Египте был широко распространен культ животных. Чтобы объяснить происхождение этого явления, следует сказать несколько слов о самом мировосприятии египтян. Они считали небесный, верховный мир точной копией мира людей. Представителем бога на земле был фараон. Но когда он уезжал, храм и люди оставались без его покровительства. Именно поэтому египтяне воспринимали некоторых животных как воплощение богов.

 

При выборе объекта для поклонения руководствовались наиболее выдающимися его качествами. Так, ипостасями бога возрождения были бык и баран, богини плодородия — корова. Змею почитали за ее способность бесшумно двигаться и убивать одним укусом, кошку — за то, что благодаря ей можно был сохранить урожай. Крокодила считали символом достоинства и затаившейся силы.

 

Начало культа связано еще с додинастическим периодом. Интересно, что одним животным поклонялись на всей территории Египта, других обожествляли только в какой-то конкретной местности.

 

БЫК

Еще во времена I династии в Египте стали почитать быка Аписа, которого считали проявлением бога Птаха. Местом культа был Мемфис. Для содержания священного животного было построено специальное здание — Апейон.

 

Маска с мумии священного быка. Музей истории искусства, Вена

Маска с мумии священного быка. Музей истории искусства, Вена (Австрия)

 

Особо ценились быки черно-белой масти, являвшиеся редкостью для Египта. После смерти их тела, как и тела фараонов, мумифицировали, и начинался многодневный, а иногда и многомесячный поиск нового быка, которого узнавали по особым внешним признакам.

 

Костяная скульптура священного быка Аписа

Костяная скульптура священного быка Аписа. Около 664-343 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

 

Греческий историк Страбон утверждал о быке, что «его лоб и некоторые другие части тела имеют белые отметины, а сам он черный». Геродот описывал Аписа так: «Он черный, на лбу у него белый квадрат, на спине изображение орла, под языком — жука». Хоронили мумию Аписа с роскошью, соблюдая ритуалы, в Серапеуме — огромном подземном сооружении, где были обнаружены 64 мумии быков.

 

Культ Аписа был общеегипетским, но не единственным культом быка. Так, в Гелиополисе поклонялись черному быку Мневису, а в Гермонте обожествляли быка Бухиса. В основном культ быков и коров был распространен в дельте Нила, именно там располагались богатые пастбища для скота.

 

КРОКОДИЛ

С культом крокодила связывали бога Себека. Его изображали в виде крокодила с короной или с головой крокодила на теле человека. После смерти трупы этих животных проходили процесс мумификации, после чего их хоронили с большими почестями, о чем свидетельствуют многочисленные раскопки.

 

Бронзовая статуя бога Себека в виде крокодила

Бронзовая статуя бога Себека в виде крокодила. 332-30 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

 

ГОЛОС ИСТОРИИ

Греческий историк Страбон так описывал содержание крокодилов: «Город назывался прежде Крокодилополем. Дело в том, что в этом номе весьма развито почитание крокодила; у них есть одно священное животное, содержащееся отдельно в озере и прирученное жрецами. Оно называется сухом. Кормят животное хлебом, мясом и вином; эту пищу всегда приносят с собой чужеземцы, которые приходят созерцать священное животное. Наш хозяин, одно из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, которое было смешано с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул "уда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу».

 

Мумия крокодила и маска, которую надевали на мумию

Мумия крокодила и маска, которую надевали на мумию. Около 400-100 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

 

СОКОЛ

Не менее распространенным был культ сокола (ястреба), как олицетворение бога Хора во всех его ипостасях. Эта птица считалась символом неба.

 

КОШКА

Широко почитался культ кошки, которая защищала посевы от крыс и мышей. Она являлась олицетворением богини Бастет. Кошка также считалась символом плодовитости, поэтому женщины, не имевшие потомства, носили на шее амулеты с изображением кошки с котятами, количество которых указывало на количество желаемых детей.

 

Статуэтка богини Бастет в виде женщины с кошачьей головой

Статуэтка богини Бастет в виде женщины с кошачьей головой. Около IV в. до н. э. Художественный музей Уолтерса, Балтимор (США)

 

Смерть кошки в доме отмечалась особым трауром. Умерших животных переводили в специальные помещения, бальзамировали и хоронили в Бубасте. Убийство кошки относилось к тяжким преступлениям.

 

СКАРАБЕЙ

Этот жук питается пометом животных: складывает его в шарики и закапывает на некотором расстоянии. У древних египтян считался символом верховного Ра, поскольку, подобно самому богу, вез свой шарик с востока на запад, олицетворяя движение солнца по небесному своду.

 

Священный скарабей. Рельеф на стене Карнакского храма

Священный скарабей. Рельеф на стене Карнакского храма. Карнак, Египет