Географические особенности Египта создавали условия для развития кораблестроения. Эта африканская страна, окаймленная горными хребтами, пересеченная многочисленными каналами, местами заболоченная, засыпанная песками, создавала некоторые трудности для перемещения пешком либо на ослах. Поэтому широкая и полноводная река, связывающая основные города, была естественным и удобным путем сообщения. Ниже мы рассмотрим кораблестроение в Древнем Египте: корабли и лодки египтян и использование суден для погребения.
Содержание
Первые суда
Лодки появились в Египте давно. Основным материалом для их постройки служил папирус, доступный повсеместно. Первые изображения таких лодок датируются 3200 г. до н. э. Долгое время считалось, что папирусные лодки не приспособлены для плавания по морю, но норвежский ученый-антрополог Тур Хейердал доказал обратное.
Он спроектировал и построил лодку по рисункам и макетам Древнего Египта, а затем попытался пересечь Атлантический океан. Первая ладья, проплыв 3000 морских миль, затонула, вторую экспедицию ждал успех. Лодка вышла из порта Софи и достигла Бриджтауна, столицы острова Барбадос, по другую сторону океана. Такие плавучие конструкции использовали при рыбной ловле и для перевозки грузов.
Папирусная лодка «Ра-II». Музей Кон-Тики, Осло (Норвегия)
На смену тростниковым лодкам пришли суда из дерева. Единственной подходящей древесиной в Египте была акация, но из-за ее волокнистости и сучковатости получались небольшие деревянные дощечки. Их соединяли внахлест, а корпус для лучшей прочности обтягивали тросами.
Вместо мачты использовали двуногие козлы, на которые крепили парус. Лодки могли ходить как под парусом, так и на веслах. Для долгих путешествий на борту строили каюту из тростника.
С III тыс. до н. э. начали ввозить корабельный лес из Сирии и Малой Азии — знаменитые ливанские кедры. Это привело к строительству крупных судов до 50 м длиной, рассчитанных на 40 и более гребцов.
Погребальные ладьи
Погребальные, или солнечные, ладьи предназначались для перевозки тела покойного фараона к месту захоронения. Затем их замуровывали в специальных камерах недалеко от гробницы. Египтяне верили, что ладья понадобится царю в загробном мире, чтобы плавать по небесному Нилу вместе с богом Ра.
Самый известный превосходно сохранившийся экземпляр — ладья фараона Хеопса, построенная около 2500 г. до н. э. Это полноразмерное судно, которое действительно использовалось по назначению, о чем свидетельствуют остатки ила на канатах.
Солнечная ладья фараона Хеопса. Около 2500 г. до н. э.
Солнечная ладья Хеопса была впервые выставлена в специально возведенном музее в 1982 г. Она входит в список 10 великих открытий Египта. Однако это не единственное погребальное судно, найденное в Египте. Другие конструкции обнаружены в Абу-Горабе, Абусире, Абидосе и Дашхуре.
Назначение кораблей
Суда требовались египтянам не только для перевозки камня, статуй, но и для облегчения снабжения войск провиантом. Поэтому существовали как пассажирские корабли, так и грузовые баржи, на которых доставляли древесину и камень.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Рыбаки на лодках держали специальных дрессированных кошек, которые ныряли за пойманной рыбой.
Бронзовая статуэтка кошки с котятами. 66-30 гг. до н. э. Бруклинский музей, Нью-Йорк (США)
Постепенно начинало развиваться морское судоходство. Так, при фараоне Сахуре (2487-2475 гг. до н. э.) флот использовали для захвата Финикии, откуда были привезены несметные богатства и рабы.
Кроме того, Сахур снарядил морскую экспедицию в страну Пунт, где удалось добыть мирру, серебро, золото и древесину. Следующим известным путешествием в Пунт стала экспедиция, которую отправила царица Хатшепсут в 1517 г. до н. э. Для этого понадобилось укрепить суда, которые до сих пор не сталкивались с морскими волнами и ветрами. С этой целью использовали толстый трос, протянутый между носом и кормой, с накинутой на корму петлей. Изменилась и форма паруса. На смену узкому пришел низкий и широкий. Для закрепления весел появились уключины.
Модель прогулочной лодки, которую использовала знать для ловли рыбы. XII династия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
После Хатшепсут две экспедиции в Пунт снарядил ее преемник Тутмос III, а фараон Рамзес III стал последним, кто отправил торговые корабли к берегам Пунта. Экспедиция Хатшепсут — первая, детали которой нам известны во всех подробностях. Поэтому именно ей принадлежит первое место в морской истории Египта.
В эпоху Нового царства флот стали применять и в военных целях. Так, в 1600 г. до н. э. корабли активно использовали для вытеснения гиксосов, которые владели Египтом и создали столицу в дельте Нила.
При Тутмосе III (1479-1425 гг. до н. э.), который вел активные завоевательные войны, речной транспорт активно служил для быстрой переброски войск и доставки провианта. Кроме того, Тутмос III ввел должность главы кораблей повелителя двух земель.
Храмовый флот также был реорганизован. Из числа жрецов назначались начальники кораблей Амона и Птаха.
При Рамзесе III (1185-1153 гг. до н. э.) произошла одна из крупнейших морских битв — битва с народами моря. Корабли этого времени уже сильно отличались от лодок времен Хатшепсут. Это были боевые суда. Их нос украшала голова льва. От вражеских стрел моряков укрывал высокий фальшборт, а мачта завершалась смотровой площадкой.
Около 1181 г. до н. э. народы моря вторглись на территорию Египта. Второе нападение произошло в 1178 г. до н. э., в результате чего противник был разгромлен. Остатки народов осели в окрестностях Газа.
Изображение речного корабля на могиле Менна. Около 1422-1411 гг. до н. э. Фивы, Египет