Загробный мир в Древнем Египте. Последний суд в Чертоге двух истин

Еще до объединения Египта потусторонний мир египтяне представляли на западе — там, где заходит солнце. Загробный мир в Древнем Египте изображен весьма своеобразно, каждый человек должен был пройти последний суд в Чертоге двух истин, определяющий награду по делам, совершенным при жизни.

 

Иминтит — слово, обозначавшее это направление, имело и еще одно значение — «некрополь», «потусторонний мир». Именно поэтому гробницы в Египте размещались на западном берегу Нила. Восточная часть считалась особой, здесь могли находиться только боги. Сюда же направлялся фараон после своей смерти. Для этого он переплывал небесную реку на ладье, которой управлял перевозчик, «смотрящий позади себя». Чтобы успешно преодолеть сей путь, человек должен был знать дорогу и уметь обойти все опасности, поджидавшие его. Тексты в гробницах были призваны дать усопшему такие знания, снабдить его нужными инструкциями.

 

Рельеф, изображающий ладью, которая везет умершего фараона

Рельеф, изображающий ладью, которая везет умершего фараона в сопровождении семи богов в потусторонний мир. Новое царство. Храм Мединет-Абу, Луксор (Египет)

 

Простые смертные могли надеяться лишь на то, что бытие в загробном царстве подобно земному. Именно поэтому их захоронения изобилуют подробными изображениями привычного быта и дел, которые окружали усопшего при жизни. В эпоху Среднего царства сформировалась сама концепция загробного мира, царем которого являлся Осирис. Умерший представал на суд богов. При этом обязательными условиями были его ритуальная чистота и владение магическими приемами. Нравственным характеристикам придавалось не слишком большое значение.

 

Что происходило в Чертоге двух истин, где вершился последний суд

Эта сцена показывает, что происходило в Чертоге двух истин, где вершился последний суд над человеком, стоящим перед троном в белых одеждах. Книга мертвых Хунефера. XIII в. до н. э.

 

Суд проходил в Чертоге двух Истин (Обеих Маат). Богиня правды Маат клала сердце усопшего на одну чашу весов, а на другую — страусиное перо. Анубис уравновешивал чаши, а Тот заносил результаты взвешивания в свиток папируса. На суде присутствовали 42 члена, по одному на каждый грех, который закрывал путь в царство мертвых. Если чаши оставались в равновесии, бог Гор вводил человека в чертог Осириса. Грешников же ожидала расправа. Пожирательница душ Амат, чудовище с головой крокодила, туловищем льва (спереди) и бегемота (сзади), выпивала кровь грешника.

 

Изображение Амат. Иллюстрация из книги «Боги и религия Древнего Египта»

Изображение Амат. Иллюстрация из книги «Боги и религия Древнего Египта». 2008 г.

 

В результате развития идеи суда появилась идея наказания за неправильную жизнь. Сформировались понятия ада и рая — двух мест, куда может попасть душа. И если праведный человек мог рассчитывать на продолжение привычной жизни, то грешнику грозили кары. В загробном мире он лишался всего, столь необходимого человеку: еды, питья, тепла и света, которые еженощно излучал бог Ра во время своего ночного путешествия. Но наиболее жестоким наказанием было уничтожение самого существа человека — его тела, души, тени. Этого достигали обезглавливанием либо сожжением.

 

Ани предстает перед Осирисом после смерти. Книга мертвых Ани

Ани предстает перед Осирисом после смерти. Книга мертвых Ани. Британский музей, Лондон (Великобритания)