Культ мертвых в Древнем Египте. Душа, захоронение и мумификация тела

Культ мертвых в Древнем Египте был одним из главных мотивов египетской религии. Египтяне верили, что загробная жизнь является продолжением жизни земной. Считалось, что человек, когда умирал, становился полностью беспомощным, позаботиться о нем должны были живые, особенно близкие. Это и было основой заупокойного культа. Культ умерших был не обожествлением их, а проявлением заботы живых о потусторонней жизни усопших, исполнением долга, борьбой против смерти и забытья за вечное бытие. В центре культа мертвых Древнего Египта лежало понятие души, а таинство погребения сочетало в себе обряды захоронения, в том числе, мумификацию тела.

 

С представлением о загробной жизни связаны понятия четырех душ человека: «ба», «ка», «ах» и «сах», а также сердца и имени «рен» человека. «Ба» мыслился как жизненная сила, «ка» — двойник умершего, «ах» — душа почившего. «Ба», «ка» и «ах» обладали как люди, так и боги.

 

Душа «ба» была прообразом «я» человека. Изображалась как сокол с человеческой головой. Он освобождался после смерти человека и отправлялся в путешествие по свету.

 

Ба. III в. до н. э. Художественный музей Уолтерса, Балтимор

Ба. III в. до н. э. Художественный музей Уолтерса, Балтимор (США)

 

Душа «ка» — двойник человека, похожий на него, как две руки. «Ка» рождалась человеком и воссоединялась с ним после смерти. Именно «ка» жила в гробнице и питалась подношениями.

 

Душа «ах» изображалась в виде птицы ибиса. Она не была присуща человеку от рождения, он приобретал ее только после смерти. Именно «ах» путешествовала в загробный мир и вкушала все прелести рая. Особое место в представлениях древних египтян занимало сердце. Оно было средоточением человеческого сознания.

 

Ибис. III в. до н. э.

Ибис. III в. до н. э.

 

В период Нового царства, с развитием представлений о загробном мире, считалось, что на суде Осириса именно душа могла рассказать о нелицеприятных деяниях человека во время его жизни, свидетельствовать против него. Для смягчения показаний сердца существовал ряд магических текстов. Кроме того, при мумификации в область сердца вкладывали скарабея с заклинаниями.

 

Сцена показывает, что происходило в Чертоге двух истин

Эта сцена показывает, что происходило в Чертоге двух истин, где вершился последний суд над человеком, стоящим перед троном в белых одеждах. Книга мертвых Хунефера. XIII в. до н. э.

 

Не менее значимым было и имя «рен» человека как нечто органически принадлежащее, то, что дают при рождении родители. Поэтому любые действия против имени были направлены непосредственно на его носителя.

 

ТАЙНА ИМЕНИ

Тот, кто знал имя «рен» человека, имел над ним власть. Даже портретное сходство статуи с человеком не было таким важным, как начертанное имя. Поэтому иногда египтяне стирали имя одного фараона, после статуя могла принадлежать любому другому.

 

«Сах» — мертвое тело, которое станет мумией, местом обитания его сущностей. Чтобы обеспечить жизнь человека после смерти, было необходимо сохранить его тело. Для этого использовали мумификацию. Сначала удаляли внутренности человека: через ноздри железным крючком доставали мозг, а через разрез в паховой области — остальные органы. Их хранили в четырех специальных сосудах — канопах. Затем тело изнутри промывали пальмовым вином и натирали благовониями, после чего на 70 дней погружали в щелок. В завершение умершего заворачивали в полотно и укладывали в саркофаг.

 

Канопы с головами сыновей Осириса. Около 900–800 гг. до н. э.

Канопы с головами сыновей Осириса. Около 900–800 гг. до н. э. Третий переходный период. Художественный музей Уолтерса, Балтимор (США)

 

Мумии фараонов, как правило, помещали в несколько саркофагов, вложенных один в другой. После этого над мумией совершали обряд отверзения уст и очей, сутью которого было ее «оживление» перед погребением, чтобы она могла принимать пищу и напитки, говорить и слышать. Саркофаг помещали в сердаб, туда же клали портретную статую умершего как резервное тело — на случай, если с мумией человека что-нибудь случится.

 

ЛЕЧЕБНАЯ МУКА

В Средние века битум, или иллирийская смола, которой, как предполагают, пропитывали тела умерших, считался лекарственным средством. Но сама смола стоила дорого, а мумии — вполне доступно, поэтому их размалывали и продавали в виде лечебного порошка, который помогал при болях головы и в животе. В XVI в. порошок из мумий использовали для изготовление краски «коричневая мумия», которая получила широкое распространение.

 

Баночка снадобья

Баночка снадобья

 

Для материального обеспечения культа умершего назначался надел, доходы от которого шли на «кормление». Культ мертвых обеспечивали специальные жрецы — «хем-ка» (рабы «ка»).

 

Пирамиды, а позже скальные гробницы считались местами обитания умершего, его домом, и все изображения на их стенах были призваны магическим образом обеспечить достойное существование человека после смерти.