Жрецы в Древнем Египте: титулы, влияние и обязанности

Жрецы в Древнем Египте имели важное значение в повседневной жизни общества, на них была возложена задача общения с богами и служения им. В обязанности жрецов входили совершение ритуалов, повседневная культовая практика и посредничество между людьми и высшим миром. Как и чиновники, языческие священнослужители составляли часть государственного аппарата. Их деятельность не включала непосредственное общение с посетителями храмов, главной целью было отправление магических ритуалов. Вершиной культовой иерархии считался фараон, потому что только он имел право доступа в целлу, где находилась статуя божества. Однако царь не мог присутствовать во всех храмах, поэтому его функции исполнял верховный жрец.

 

Содержание

  1. Титулы жрецов
  2. Обязанности жрецов
  3. Влияние жрецов

 

В Древнем Египте жрецы были обязаны брить голову и тело и носить белые льняные одежды. «Чтобы служить богу, надо быть чистым», — считали египтяне. Поэтому священнослужители четыре раза в день совершали ритуальные омовения.

 

Стела жреца Аменемопета. Около 1479— 1391 гг. до н. э.

Стела жреца Аменемопета. Около 1479— 1391 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

 

Титулы жрецов

Жрецы высших санов носили титул «Ур» — «высокий, возвышенный». Например, главный жрец — врач в Саисе назывался Ур-Сену, а главный жрец в Иуну — Ур-Маа. Отдельную категорию составляли Пер-Нетер — «служители храма».

 

Жрец Мер вел учет храмового имущества, контролировал возделывание храмовых полей, доставку продуктов, а также подготовку всего необходимого для службы.

 

Жрецы Кхер-Хеб выполняли обязанности храмовых писцов, несли ответственность за сохранность библиотеки.

 

Жрец Уаб следил за чистотой помещений, одежды, своевременной доставкой воды.

 

Жрец Хер-Нетер отправлял храмовые службы и читал проповеди.

 

Были в Египте и женщины-жрицы, носившие титул «Хемер-Нечер». Как правило, они находились в храмах богинь, но встречались и исключения. Так, царица Мересанх III, супруга фараона Хафра, была жрицей бога Тота.

 

Стела жреца Аменемопета. Около 1479— 1391 гг. до н. э.

Хафра и Мересанх III. 2350 г. до н. э. Лувр, Париж (Франция)

 

Во главе коллегии жрецов каждого отдельного нома стоял верховный жрец. В Мемфисе его называли Главой ремесленников, в Мендесе — Духовным отцом воинов, в Гелиополе — Великим провидцем, в Фивах в древние времена — Первым пророком Амона, затем — Открывающим небесные врата. В более поздний период верховная жрица обычно занимала место рядом с главным жрецом. Его окружал штат постоянных храмовых служащих, число которых менялось в зависимости от величины и богатства храма.

 

Позже появился титул «Супруга бога Амона» как высочайший ранг жрицы в культе бога Амона. Основанием для возникновения такого ранга был миф о божественном рождении царя, мать которого оплодотворил бог Амон. Этим титулом, как правило, обладали царицы. Первой, кто его получил, была царица Яхмос-Нефертари. Позже этот титул стал основой сакрального положения египетских цариц.

 

Книга мертвых жреца Гора, Имхотепа. Папирус, чернила. 350—250 гг. до н. э.

Вопреки образу, сложившемуся под влиянием популярного искусства, «Книга мертвых» — это не один памятник египетской литературы, а свод заклинаний и гимнов, во множестве копировавшийся на папирусе и непременно помещавшийся в гробницы умерших. Книга мертвых жреца Гора, Имхотепа. Папирус, чернила. 350—250 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

 

Жрецы в Древнем Египте: титулы, влияние и обязанности

 

Обязанности жрецов

Жрецы были учителями и наставниками в школах при храмах. Они обучали мальчиков в возрасте от 5 до 12 лет письму, чтению, арифметике и землеустройству. Многие из них были врачами.

 

Существовал ежедневный ритуал, который был очень похожим в разных храмах. На восходе солнца жрец входил в святилище, открывал двери и падал ниц перед скульптурой бога, читая гимны. Затем он очищал святилище водой и окуривал ладаном. После этого скульптуру переодевали и подносили ей угощения из мяса и фруктов. Считалось, что бог потребляет непосредственно духовную сущность даров.

 

Жрец и жрица. Вотивная стела

 

Были и некоторые особенности. Например, службы в храме бога солнца Ра проходили каждый час, отмечая его движение по небесному своду днем и подземному царству ночью.

 

В особые дни в храмах проводили фестивали. Большая часть действия была скрыта от глаз непосвященных, но некоторые театрализованные мероприятия предназначались для публики. Суть фестивальных церемоний заключалась в воссоздании мифологических событий. Так, наиболее массовыми и почитаемыми были мистерии Осириса.

 

Во время некоторых церемоний скульптуру бога отправляли в путешествие с целью посетить храмы других богов. Путешествие в сопровождении процессии могло проходить как по суше, так и по воде.

 

Изображение процессии, которая несет фестивальную ладью

Изображение процессии, которая несет фестивальную ладью. Храм Рамзеса II. Абу-Симбел, Египет

 

Влияние жрецов

Жреческие полномочия не ограничивались отправлением служб. Их целью были также экономическая независимость и политическое влияние.

 

Первоначально жрецы получали земельный участок для отправления заупокойного культа фараона. Такие наделы освобождались от иных обязательств: жрецы не должны были привлекаться к принудительному труду в пользу фараона и содержать царских посланцев. Кроме того, земельные участки исключались из обязательной переписи. Постепенно эти привилегии стали распространяться и на другие храмовые земли, включая и те, что принадлежали храмам богов.

 

Благодаря доходам, получаемым с храмовых полей, жрецы имели и политическое влияние, нередко совмещая статус священнослужителя с административной должностью при дворе фараона. Однако существовал и обратный процесс, когда в роли жреца либо жрицы выступали люди знатного происхождения.

 

ГОЛОС ИСТОРИИ

«Гор Усеркау. Царский указ начальнику жрецов, Хемуру. Сим указом я запрещаю любому человеку посылать ремесленников или кого бы то ни было на принудительные работы, кроме труда во благо бога в его храме и содержания храма.

 

Я запрещаю возлагать бремя принудительного труда на любое поле Бога, находящееся в попечении жрецов. Равно запрещаю возлагать бремя принудительного труда на крестьян, работающих на полях Бога, которые находятся в попечении жрецов.

 

Ибо они освобождены на вечные времена согласно указу царя Юга и Севера, Нефериркары, и никакого иного указа не существует. Любой житель нома, который осмелится взять жрецов, что трудятся на полях Бога (ahet neter) в этом номе, или послать на принудительный труд крестьян, работающих на полях Бога, или же ремесленников, — того человека следует самого приставить к земледельческим работам на благо храма.

 

Правитель Верхнего Египта или начальник стражи, замеченные в нарушении этого указа, должны быть приведены во дворец, а все принадлежащее им имущество и слуги переданы полям Богов...

 

Скреплено печатью в моем, царя, присутствии во второй месяц сезона Шему, в 10-й день». (Египетские папирусы)