Управление в Древнем Египте было разделено на уровни и имело четкую структуру. Следующую ступень социальной лестницы после фараона занимали те, кто составлял административный аппарат государства. Этот слой общества не был однородным. С одной стороны — номархи, правители номов, богатые землевладельцы и аристократия, а в эпоху Нового царства и высший командный состав армии — люди влиятельные, передающие свои титулы по наследству, с другой — мелкие служащие из среды писцов.
Содержание
В эпоху Древнего царства государственные должности отдавали родственникам царя и просто образованным людям, добившимся авторитета благодаря своему уму. Занимать государственный пост означало прикоснуться к божественному. Когда царь утверждал должностное лицо, он благословлял его помазанием.
Рельеф со стелы Ментувосера, восхваляющий достоинства этого чиновника. Около 1944 г. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Родственники фараона, придворные и чиновники высокого ранга именовали себя «Я — Имаху царя», что ко времени правления XII династии означало «вассал, подданный». Имаху получал доступ к царскому столу, ему выделяли земельный надел и, самое важное, привилегию «царской смерти», право быть похороненным как верховный правитель, возле его гробницы. Так в Египте сформировалась потомственная аристократия.
ГОЛОС ИСТОРИИ
«Друг царя покоится [с миром] как Имаху, но нет гробницы у того, кто поднимает голос против его величества; тело такого человека будет брошено в воду». (Знатный человек эпохи XII династии)
Уровни управления
Весь административный аппарат можно разделить на три уровня: центральный, региональный и местный.
- Центральный уровень представляли хранитель печати и чати (визирь).
- На региональном уровне власти управленческие функции выполняли номархи, чиновники средних рангов, вельможи. Они руководили сбором налогов, несли ответственность за царские и храмовые хозяйства, зернохранилища, склады, мастерские и архивы.
- К местному уровню относились писцы, управляющие и уполномоченные царских и храмовых хозяйств, а также главы поселений.
Свод правил
Для выполнения всех необходимых работ требовались четкость и слаженность государственного аппарата. Для этого существовал свод правил, иными словами, должностные инструкции, которые определяли обязанности каждого сановника, его права и полномочия, а также взаимоотношения с начальниками и подчиненными.
Перепись рабов. Иллюстрация из книги Г. Эберса «Египет: описательный, исторический и живописный». 1878 г. Нью-Йорк, США
О СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЯХ
В гробницах верховных сановников Рехмира, Усера и Аменемоппета сохранились тексты, которые определяли весь ход их служебной деятельности. Вот что говорится о служебных обязанностях:
«Это он будет вызывать окружных чиновников, и это он будет посылать их, чтобы они докладывали ему дела своих округов. Ему будут доставляться все завещания; это он будет запечатывать их. Это он будет отводить наделы на всех земельных участках...
Ему будут докладывать о каждом просителе, обращающемся к владыке, после того как он изложит [свою просьбу] письменно. Это он будет отправлять всех доверенных дворца, посланных к местным князьям и градоправителям. Это он будет отправлять всех путешественников и все экспедиции дворца...
Это он будет назначать исполняющих должности сановников Верхнего и Нижнего Египта, южной части Верхнего Египта и Тинитской области. Они будут докладывать ему обо всем случившемся у них каждые четыре месяца».
Визирь
Хранитель печати по сути был министром финансов. Он контролировал потоки сырья и товаров, поступающие в казну, вел надзор за дворцовыми расходами.
Полномочия визиря были весьма обширны. Он получал отчеты от номархов, издавал указы, председательствовал на верховном суде, собирал все жалобы к царю, формировал войска для сопровождения царя.
В эпоху XVIII династии обязанности визиря настолько усложнились, что его чин разделили на несколько должностей. Так, в определенные периоды существовали визирь Нижнего Египта в Мемфисе, визирь Верхнего Египта в Фивах, наместник Нубии, которого называли «царевич Куш». Таким образом, постепенно сложился административный аппарат во главе с фараоном, где были четко прописаны функции и полномочия каждого. Подобное устройство и явилось основой и гарантом успеха Египетского государства.
ГОЛОС ИСТОРИИ
«Смотри же! Быть визирем не означает быть милостивым.
Визир! должен быть тверд, как его имя. Визирь — стена из бронзы и золота, вокруг дома его владыки. Смотри же! Ты не должен принимать сторону чиновника, не должен никого превращать в раба. Смотри же! Человек в доме его владыки должен действовать во благо владыки, и не обязан он ничем никому другому.
Смотри же! Когда жалобщик приходит из Верхнего или Нижнего Египта <...>, твоя забота проследить, чтобы все делалось согласно закону и чтобы все было сделано согласно правилам, ибо у каждого человека есть права. Смотри же!» («Наставления, данные визирю Рехмире», XII династия)
Статуя Хемиуна. Великий зодчий и визирь фараона Хеопса. Музей Рёмера и Пелицеуса, Хильдесхайм (Германия)
Номархи
Номархи относились к представителям потомственной аристократии. Они имели резиденцию в столице нома, являлись начальниками жрецов бога нома, управляли солдатами местной милиции, собирали войско военнообязанных в случае войны. Именно возвышение и укрепление богатой аристократии вызвало в Египте первый переходный период.
Статуя номарха Иду II. VI династия (Древнее царство). Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
После смуты фараоны из новой столицы Среднего царства — Фив — проводили ряд реформ, которые должны были ограничить права представителей аристократии. Они стали подотчетными фараону администраторами.
С эпохи Среднего царства номархов именовали «наместниками и правителями резиденций».
ЭТО ИНТЕРЕСНО
С эпохи Среднего царства появилась практика воспитания наследников правителей номов при царском дворце. С одной стороны, это давало возможность использовать их в качестве заложников в случае неповиновения, с другой — способствовало формированию представления о законной роли фараона как главы государства.
Писцы
Постепенно сформировался класс чиновников, назначаемых фараоном и лично ему подотчетных. Одним из источников их появления стали писцы — люди образованные, амбициозные и активные. Отношение к ним было очень уважительное: если человек умел писать, его считали почти «маленьким царем».
Писец требовался и при дворце фараона, и в храмах, во время дипломатических миссий и военных походов. Он мог стать специалистом в области права, налогообложения или дипломатии, а имея определенные склонности, архитектором или инженером. Представители этой профессии составляли наиболее образованную часть общества.
Скульптура писца. Дата неизвестна. Лувр, Париж (Франция)
Все мальчики в Древнем Египте обучались в школах при храмах, где изучали письмо, арифметику, геометрию. Порядки в учебных заведениях были суровые, применялись телесные наказания. В Египте говорили: «Уши мальчика у него на спине, он слушает, когда по ней бьют». Те, кто проявлял усердие, могли получить место писца и сделать достойную карьеру.
Покровителем писцов считался Тот — бог мудрости, письма, математики. Он был визирем и писцом богов. Его главный атрибут — палетка писца.
СЕНМУТ
Сенмут родился в семье небогатого писца-чиновника. Впервые в документах он фигурирует как «слуга супруги Бога», царицы Хатшепсут, и «слуга царской дочери», домашний учитель. Но вскоре, пользуясь покровительством Хатшепсут, он получил титул чати — великого управляющего, правой руки фараона. В историю Сенмут вошел как великий архитектор, создатель погребального храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Погребальный храм Хатшепсут. Фиванский некрополь, Египет