Религия египтян и боги Древнего Египта. Заимствование чужих богов

Религия египтян была полна ритуалов, а боги Древнего Египта пополняли пантеон с завидной регулярностью, ведь для египтян было свойственно не только поклонение уже имеющимся божествам, но заимствование чужих богов.

 

Содержание

  1. Хнум, Сатис и Анукет
  2. Осирис и Исида
  3. Хатхор
  4. Себек и Гор
  5. Хапи
  6. Нехбет и Уаджит
  7. Монту
  8. Амон
  9. Ра и Атон
  10. Сет
  11. Тот
  12. Татенен и Птах
  13. Анубис
  14. Бастет
  15. Чужеземные боги

 

Основными характеристиками древнего египетского общества можно назвать мифологическое мировоззрение и консерватизм. Египтяне очень неохотно расставались со своими прежними религиозными представлениями и стремились некоторым образом увязать их с новыми. Именно поэтому в результате мы имеем богов и верования, которые иногда противоречат друг другу, что, впрочем, ничуть не смущало жителей Та-Кемет.

 

Чтобы лучше понять источник различных противоречий, необходимо осознавать ситуацию, в которой складывалась религия Египта. Она формировалась из многочисленных богов и верований каждого отдельного нома. Кроме того, жители охотно заимствовали божеств у тех народов, с которыми граничили либо воевали. Так, в египетский верховный пантеон попали семитская богиня Астарта и кушитский бог Дедун. С точки зрения египтян, все войны велись между богами. Присвоение чужого верховного существа означало овладение его силой, могуществом, влиянием и покровительством.

 

Хнум, Сатис и Анукет

В городе Элефантина в триаду основных богов входили Хнум, его жена Сатис и их дочь Анукет. Хнум — бог-демиург, слепивший человека из глины, а также бог истока Нила. Изображался с бараньей головой. Почитался как третье проявление верховного Ра, бог возрождения, создания. Согласно верованиям, как Хнум слепил первого человека, так каждый раз он изготавливал ребенка фараона.

 

Хнум лепит человеческое дитя. Дата неизвестна

Хнум лепит человеческое дитя. Дата неизвестна. Рельеф в храмовом комплексе в Дендере, Египет

 

Сатис — женщина с рогами антилопы, божество нильских разливов. Позже покровительница охоты.

 

Их дочь Анукет была воплощением Нила. Именно ей посвящали празднества в честь начала новогоднего разлива реки.

 

Стела с изображением божественной семьи — Хнума, Сатис и Анукет

Стела с изображением божественной семьи — Хнума, Сатис и Анукет. Около 1550-1292 гг. до н. э. Художественный музей Уолтерса, Балтимор (США)

 

Осирис и Исида

На острове Биге покоился прах бога Осириса, а на соседнем острове Филе был воздвигнут храм в честь жены Осириса — богини Исиды — и сына Осириса и Исиды — бога Харпократа (что означает «Хор-дитя»), чтобы Исида могла навещать могилу своего мужа.

 

Осирис вобрал в себя различные верования. Будучи первоначально богом возрождения, царем загробного царства, он также стал олицетворением луны, судьей, взвешивающим души умерших.

 

Каменная скульптура Осириса. Дата неизвестна

Каменная скульптура Осириса. Дата неизвестна. Художественный музей Уолтерса, Балтимор (США)

 

Считалось, что после смерти душа человека предстает перед судом бога Осириса. На одной чаше размещают душу, на другой — легчайшее перо Истины. Не совершавший прегрешений попадал на райские поля, а душу, не прошедшую суд, съедало чудовище Амт (Амат). Исида была родной сестрой и женой Осириса, а также матерью Гора (Хора), именно в этом качестве она почиталась как матерь всех фараонов Египта. Ее символом был царский трон, который часто размещали на голове.

 

Роспись в гробнице Сети I в Долине царей

Волшебница, которая стремится к чистому знанию, не замутненному жаждой мелочной власти, — такой предстает Исида в древнеегипетских мифах. Богиня Исида. Роспись в гробнице Сети I в Долине царей. 1380-1335 гг. до н. э. Карнак, Египет

 

Исида также была покровительницей умерших и защитницей детей. В греко-римский период почиталась как богиня-мать.

 

Хатхор

В Филе наряду с храмом богини Исиды существовал храм в честь богини Хатхор, которая представала в образе небесной коровы, являясь символом Млечного Пути. Она также считалась богиней красоты и плодородия.

 

Скульптура Хатхор. Около 1069-664 гг. до н. э.

Скульптура Хатхор. Около 1069-664 гг. до н. э. Художественный музей Уолтерса, Балтимор (США)

 

Греки уважали ее не меньше, чем богиню Афину. Ее считали женой Гора, а соответственно, как и его, защитницей фараона. Со времен Древнего царства египетские цари называли себя «сын Хатхор, повелительницы Дендеры». Именно там находился ее основной храм.

 

В разное время Хатхор отождествляли с богиней неба Нут, свирепой Сехмет в образе львицы и Нейт, покровительницей охоты и войны. Считается, что все эти богини являются ипостасями одного и того же женского божества — богини-матери.

 

Себек и Гор

Ниже по течению Нила, в районе местности под названием Ком-Омбо, располагался храм двух божеств — крокодилообразного бога Себека и Харура (последний считался одной из ипостасей бога Гора). Себек был богом воды и разлива Нила, защитником от темных сил, но иногда ассоциировался с богом Сетом, так как крокодилы и бегемоты были его прислужниками. Бог Гор в Древнем Египте существовал в нескольких вариантах. Имя Гор считалось обязательным элементом титулатуры фараона.

 

Ипостасей этого божества более 20. Наиболее выдающейся ипостасью солнцеподобного божества был сын Исиды, который вступил в борьбу с богом тьмы и хаоса Сетом. Его изображали как младенца и именовали Харпократ. Он являлся олицетворением утреннего солнца. Солнцем же полуденным была ипостась Гора — Гор Бехдетский. Именно ему посвящен храм в Эдфу. В мифе о Горе Бехдетском он принимает облик крылатого солнечного диска и в таком виде поражает врагов бога Ра. В городе Нехен почиталась ипостась Гора в виде мумии.

 

Гор в виде сокола. Каменная статуэтка

Гор в виде сокола. Каменная статуэтка. 360-343 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

 

Хапи

В скалах возле ущелья Гебель-Сильсиле во времена Нового царства были высечены часовни богу реки — Хапи. Иногда его изображали как бога с пучком тростника либо лилий на голове, но чаще всего как пару богов, символизирующих Верхний и Нижний Египет.

 

Его большой живот и подчеркнуто женская грудь символизировали плодородие. Это добрый и щедрый повелитель наводнений, несущих жирный ил и влагу на поля.

 

Река Нил, Великая река — тоже Хапи. Она берет свое начало в загробном царстве, а ее исток охраняется змеем.

 

Нехбет и Уаджит

В городе Нехеб почитали богиню Нехбет, она была покровительницей царской власти и всего Верхнего Египта.

 

Ее двойником была богиня Уаджит, которая выполняла схожие функции, но покровительствовала Нижнему Египту. Ее воплощением была красная кобра.

 

Изображения обеих богинь присутствовали в царском головном уборе — в виде стервятника (Нехбет) и урея (Уаджит). Их так и называли «две госпожи», покровительницы Верхнего и Нижнего Египта.

 

Уреи на пирамиде Джосера. Саккара, Египет

Уреи на пирамиде Джосера. Саккара, Египет

 

Монту

В четырех городах — Гермонте, Фивах, Медамуде и Тоде — процветал культ бога Монту, священным животным которого был сокол. Первоначально он считался солнечным богом, но с XIX династии стал покровителем войны.

 

Амон

С возвышением Фив во времена XII династии в качестве главного божества был избран Амон. Основал эту династию фараон Аменемхет I, чье имя обозначает «Амон во главе». Очень рано данное божество начали сопоставлять с гелиопольским Ра, богом — создателем всего мира.

 

Жрец приносит дары статуе Ра

Жрец приносит дары статуе Ра. Около 900 г. до н. э. Лувр, Париж (Франция)

 

Амона называли «великая душа», «сокровенная душа» и представляли вездесущим духом, оживляющим и дающим жизнь. Ему также приписывали силу, от которой зависели судьбы людей и страны в целом. Со времен XVIII династии в виде Амона-Ра он становился богом-покровителем, защитником фараона и его войск, защитником страны и общеегипетским божеством.

 

Каменная голова Амона. 1336-1327 гг. до н. э.

Каменная голова Амона. 1336-1327 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

 

Ра и Атон

Отдельно следует отметить двух богов — гелиопольского Ра и Атона. Ра был верховным богом Египта. Его культ начал формироваться с момента объединения Египетского государства. Фараоны IV династии придали его поклонению статус общегосударственной религии. Атон — совершенно особенный и уникальный бог. Центром его культа стал специально построенный город Амарна. Это была попытка фараона Эхнатона ввести единую религию и единого бога для всей страны. Но идея не реализовалась, и имя Эхнатона вместе с его городом было предано забвению. Бог Атон, который также являлся солнечным божеством, изображался в виде солнечного диска с исходящими от него лучами-ладонями.

 

Сет

В древнем городе Нубисе, который располагался в Верхнем Египте, поклонялись богу Сету, убившему, согласно мифу, своего брата Осириса. Его природа двоична. Первоначально он почитался как защитник Ра, который убивает змея Апопа, но со временем он «перешел» на сторону темных сил, стал олицетворять зло. Изображался в виде человека с красными волосами и глазами (красный цвет — символ зла).

 

Тот

В Гермополе со времен глубокой древности поклонялись Тоту, который, по местному поверью, при помощи других богов создал весь мир. Его почитали как божество письма, знаний, медицины, науки, магии, покровителя писцов.

 

Скульптурная группа: Тот в виде ибиса и молящаяся фигура

Скульптурная группа: Тот в виде ибиса и молящаяся фигура. Медь. 700-500 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

 

Татенен и Птах

В Мемфисе, первой столице объединенного Египта, древнейшим богом был Татенен, который в период Нового царства слился с главным антропоморфным богом Птахом. Птах считался первоначально главным божеством, демиургом, позже — покровителем ремесел.

 

Анубис

В Мемфисе также почитали бога Анубиса с головой шакала — проводника умерших в загробный мир.

 

Маска Анубиса. Поздний период

Маска Анубиса. Поздний период. Музей Рёмера и Пелицеуса, Хильдесхайм (Германия)

 

Бастет

Современный город Тель-Баста (древнеегип. Пер-Баст, древнегреч. Бубаст) издревле славился культом Бастет — богини-кошки, дочери Ра, помощницы в борьбе солнца со змеем Апопом, богини веселья и любви.

 

Чужеземные боги

Не отвергали египтяне и богов других стран. Присваивая себе новое божество, они ритуально завладевали и его царством. Такими, например, были богиня Анта и бог Решпу.

 

Совершенно особое место занимали африканские верховные существа. Во-первых, изображение этих божеств было далеко от каноничного, во-вторых, египтяне воспринимали их как домашних, близких богов, помощников и заступников в повседневных делах.

 

Таковым был Бес — божество, «приобретенное» еще в период Древнего царства. Он помогал богине Месхет принимать роды, изгонял змей и скорпионов, охранял от них жилище. Беса обязательно изображали при рождении нового царя. Он считался одним из защитников ребенка фараона.

 

Часто встречается и изображение богини Таурт, которой египтяне поклонялись как матери и кормилице всех богов, покровительнице рожениц и богине плодородия. Обычно ее изображали в виде беременной самки бегемота. Нередко ее отождествляли с богинями Хатхор, Нут и другими.

 

Богиня Таурт. 623-595 гг. до н. э.

Богиня Таурт. 623-595 гг. до н. э. Музей изобразительных искусств, Бостон (США)