Как и гробницы, храмы были рассчитаны на вечность и потому строились из камня. Храм служил домом богу или духу умершего и продолжал традиции монументальной архитектуры, имитирующей жилища, которая происходила из веры в то, что духовный мир существует параллельно физическому. До наших времен сохранилось мало ранних храмов из-за того, что прямо на их месте строили новые; однако архитектура храмов позднего периода Нового царства и греко-римских храмов по-прежнему выделяется среди построек современных городов, которые их окружают.
Храм публично провозглашал власть фараона и его связь с богами — общественные пространства храма украшали изображения побед царя и символы его благочестия. Храмы также служили важными социальными и политическими центрами; в Новом царстве жречество было наделено большой властью, и храмы обрели экономическую независимость, так как подчинялись только богам.
Погребальные храмы
Погребальные храмы строились рядом с гробницей и представляли собой место для жертвоприношений умершим и место отдыха для Ка. Они состояли из тех же основных элементов, что и большинство храмов: холла, внутреннего двора, святилища и ниши.
Храм Сфинкса, Гиза
Храм, расположенный рядом со Сфинксом, — это храм долины фараонов, связанный с пирамидой Хефрена. Храм долины служил местом, где принимали мумию, которую перевозили туда по реке, и где совершали погребальные приношения и церемонию погребения.
Храм солнца, Абу-Гуроб
Самые красивые храмы, посвященные богу солнца Ра, возводились в период правления V династии. Храмовый комплекс состоял из двух зданий — здания долины и верхнего храма — соединенных между собой насыпью. В Абу-Гуробе в стене ограждения находится верхний храм, где на открытом внутреннем дворике разместился массивный обелиск и большой алебастровый алтарь.
Рамессеум (ок. 1279 г. до н.э.)
Погребальный храм Рамсеса II демонстрирует возвращение к традиционной форме пилона, двора, гипостиля и святилища. Всё внимание в храме сосредоточено на поклонении умершему царю.
Храм Хатшепсут, Дейр-эль-Бахри (XVIII династия)
Прежде всего, это погребальный храм, а уже во вторую очередь храм, посвященный Амону (главному божеству), и в нем есть святилища Хатхора (хранителя западных Фив) и Анубиса (хранителя некрополя). В нем влияние соседнего, более раннего погребального храма Ментухотепа II сочетается с уникальным дизайном террасы. Конструкция включает отдельно стоящие и скальные элементы у основания Западной горы.
Пилоны
Ворота храма были обрамлены высокими трапециевидными каменными башнями, или пилонами, слегка наклоненными внутрь и увенчанными карнизом. Они были искусно украшены рельефом: спереди обычно размещалась политическая пропаганда, а сзади — ритуальные изображения. Перед башнями часто стояли колоссы и ниши для флагштоков и знамен.
Колоссы
Колоссы представляли собой монолитные (вырезанные из цельного каменного блока) статуи фараона в виде божества — изображенного либо стоящим, либо сидящим, в короне Верхнего и Нижнего Египта или царском головном уборе. Обычно такие статуи стояли перед храмами периода Нового царства и могли весить до 1000 тонн.
Культовый храм (период Нового царства)
Храм служил архитектурной интерпретацией мифологического происхождения Египта. Стена ограждения обозначала края вод хаоса, а святилище было построено на приподнятом полу, символизирующем первобытный холм, на котором был основан Египет.