Со времени V династии начинают возводиться храмы Древнего Египта, посвященные местным богам. Египетский храм — священное упорядоченное пространство, которое представляет собой идеальную картину мира. Первыми культовыми сооружениями были храмы солнца, которые назывались «Горизонт Ра», «Удовлетворение Ра» и т. д. С архитектурной точки зрения это было пространство на возвышении, обнесенное стеной. В середине двора находился каменный обелиск, верхушка которого была обита медью, потому сияла золотом под лучами полуденного солнца; перед стелой располагался алтарь. Примером такого сооружения может быть солнечный храм Ниусерра в Абу-Гурабе. В эпоху Нового царства сформировался новый тип культовой постройки.
Согласно представлениям, храм в Древнем Египте считался домом бога, поэтому в плане культовая постройка повторяла план дома и имела форму вытянутого прямоугольника. Начинался он с узкого входа, затиснутого между двумя массивными пилонами. К их наружной стороне крепились мачты с флагами, а перед ними располагались обелиски и гигантские статуи царей. Далее следовал передний двор, окруженный двойным либо тройным портиком. Он был открыт каждому посетителю. Через него попадали в гипостильный зал, разделенный колоннами, за которым располагалось святилище, доступное жрецам, — тайное место, где находились ковчег, священная ладья и жертвенный стол. И наконец, само жилое помещение бога, куда мог войти только фараон или исполняющий его обязанности верховный жрец.
Подобные храмы никогда не были законченными. Каждый новый фараон, желая отметить свои заслуги и войти в историю, превращал дворы в крытые залы, достраивал пилоны и т. д. Самые грандиозные храмы такого типа — Карнакский и Луксорский.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Луксорский храм хорошо сохранился. Археологи считают, что спас его мусор. Вокруг бывшего сооружения возникло одноименное поселение. Развалины некогда величественного храма стали постепенно засыпать мусором. На этом фундаменте возводили новые строения, пока над землей не остались только верхушки колоннад. Таким образом, мусор поглотил и законсервировал храм.
Карнакский храм, называвшийся в древности Ипет-Исут («избранное место»), был главным государственным святилищем. Его строительством и перестройкой занимались царица Хатшепсут, Тутмос III, Рамзес II, Тутанхамон и даже наследники Александра Македонского.
Карнакский храм был поистине огромным. Его главный пилон имел высоту 43,5 м, а ширину — 113 м. Большой гипостильный зал занимал площадь, равную площади парижского собора Нотр-Дам.
Большой гипостильный зал в Карнаке, Египет
Внутреннее убранство было таким роскошным, что только из одного тайника, куда складывали устаревшие статуи, извлечено 779 каменных и 17 000 бронзовых статуй и статуэток. Величественное сооружение считают каменным архивом истории Египта, так как на его стенах сохранились истории походов Тутмоса III и история его восхождения на трон, поэма о битве Рамзеса II с хеттами при Кадеше, списки царей Египта. Храм был связан аллеей сфинксов длиной 2,5 км с Луксорским храмом. В дни праздников процессия следовала по этой аллее от одного храма к другому.
Луксорский храм посвящен триаде богов: Амону-Ра, Мут и Хонсу. Египтяне называли его Ипет-Ресит, что означает «южное святилище». Он был церемониальным храмом, здесь устраивали религиозные праздники и фестивали. Строительство начали Хатшепсут и Тутмос III, которые воздвигли святилище для праздника Опет, а Аменхотеп III расширил его. В оформлении храма главное место занимали колоннады. Так, Луксорский храм был украшен 151 колонной, которые превращали его в заросли громадного папируса.
Сама культовая постройка считалась символом творения мира, так как была возведена на предвечном холме. Второй ее особенностью являлось то, что именно здесь фараон воссоединялся со своим божественным «ка». Поэтому праздник творения мироздания, проводимый здесь в первый день нового года, был по сути ежегодной церемонией обновления божественной власти фараона.
К храмам подобного типа относится также святилище Исиды на острове Филе, храм Хора в Эдфу. Изумительным по красоте был некогда и храм богини Хатхор в Дендере.
Отдельно стоит отметить скальные храмы. Таковым является комплекс в Абу-Сим-беле. Он состоит из большого храма Рамзеса II, посвященного победе над хеттами, и малого храма богини любви Хатхор, которую изобразили в виде жены фараона Нефертари. Отличительная черта египетской архитектуры — использование колонн. Ими обрамляли открытые дворики, разделяли внутреннее пространство храма. Первоначально колонны были простой геометрической формы, без капители.
В период правления IV-V династий появились «изобразительные» колонны, которые имитировали растительные формы. Они могли демонстрировать связку папируса либо цветов лотоса. Были также распространены колонны с хатхорической капителью — символическим изображением головы Хатхор.
Виды капителей. Зарисовки научной экспедиции Карла Ричарда Лепсиуса