Карнакский храм построен на восточном берегу Нила в Фивах. Он служил центром культа Амона, вождя всех богов. Таким образом, он стал религиозным центром всего Египта в эпоху Нового царства, и это, возможно, связано с выбором Фив западного берега в качестве царского некрополя. Фараоны долго достраивали этот самый большой религиозный комплекс древнего мира, добавляя ему великолепия и мощи в обмен на милость богов.
В амарнский период (1570-1314 гг. до н. э.) предпринимались попытки уменьшить власть жрецов путем переноса столицы в средний Египет и установления новой религии. Однако со смертью фараона Эхнатона быстро восстановился старый порядок, и Карнак снова стал процветать. В период Нового царства храмы выросли в размерах и величии — теперь они стали менее доступны для населения в целом.
Криосфинкс
Церемониальное шествие каменных криосфинксов вело к входу в храм, обеспечивая символический эскорт входящим для перехода в духовное царство. Этот сфинкс изображал фараона, которого защищает своими мощными лапами лев с головой барана — баран символизирует бога Амона.
Храмовый комплекс
Комплекс включал главный храм, священное озеро, дополнительные храмы, жилые дома, образовательные центры и вспомогательные здания и знаменовал религиозную и социальную направленность Фив. Храмы заменили пирамиды как центр монументальных построек, и Карнакский храм — дом священной триады Амона, Мут и Хонсу — служит самым ярким тому примером.
План храма
В огромном Карнакском храме шесть пилонов, первый внутренний двор,достаточно большой по сравнению с меньшим храмом на юге, самый большой известный гипостиль и святилище, датируемое эпохой Среднего царства. Храм построен в основном из песчаника и известняка. Гранит и кварцит использовались для украшения храма статуями и обелисками.
Наклонная глиняная насыпь
За правым боком первого пилона сохранились остатки глиняной насыпи, которая использовалась при его строительстве и отделке. Насыпь возводили для того, чтобы установить пилон, а затем постепенно разбирали, и таким образом художники украшали камень сверху вниз.
Обелиск
Обелиск демонстрирует технологические достижения Нового царства. Монолитный квадратный каменный столб, сужающийся до точки, часто из гранита и весом до 350 тонн, привозили в храм и украшали уже на месте. Лучшие образцы обелисков XVIII династии были инкрустированы золотыми иероглифами в честь бога Ра.
Капители
Капители колонн, имитирующие природные растительные формы — папирус, лотос и пальму — появились во всей монументальной архитектуре. Считалось, что их форма происходит от древних святилищ, построенных из тростника. Теперь колонны высекали из камня и украшали резными и расписными иероглифическими текстами, ритуальными образами и природными мотивами.
Гипостильный зал
Гипостильный (гипостиль означает «потолок, поддерживаемый колоннами») зал в Карнаке состоит из 134 колонн, поддерживающих крышу из огромных каменных плит. Зал построен во время правления Рамсеса II (1279-1213 гг. до н.э.) и имеет центральный проход из высоких колонн в форме папируса, обрамленных более короткими колоннами в форме лотоса, что позволило поднять потолок и вставить окна между двумя уровнями крыши.
Храм Хонсу (ок. 1198 г. до н.э.)
Храм посвящен Хонсу (сыну Амона и Мут) и следует форме культовых храмов Нового царства. Уровень пола поднимается на несколько ступеней, а потолок опускается, пока не доходит до святилища. Таким образом, они встречаются и символизируют ограниченный доступ в храм, поскольку в святилище допускались только жрец и фараон.