Конь

Культы медведя и волка — совершенно архаичные, принадлежащие к той мифологии, где мир плоский (он имеет центр, периферию и иномирный центр). Животное более поздней эпохи — конь. Перемещения на мифических конях связываются с вертикалью, небесами и преисподней. В различных трудах по мифологии коня относят или к животным воздуха, или к существам хтоническим. В действительности же конь — это медиатор, посредник, соединяющий миры. Как мы увидим, сам бег коня по мирам является благом.

 

Конь как хтоническое существо представлен во многих сказках и легендах. Он связан с миром мертвых (вспомним коня из могилы отца, который стал затем главным помощником и советчиком героя — например, в сказке «Сивка-Бурка»). Наиболее известная из легенд — о гибели вещего Олега, случившейся из-за его мертвого коня.

 

Увы, о русских Конёвичах мы и такого не знаем. Но образ братьев (изначально — божественных коней, позже — божественных всадников) был настолько почитаем, что органично вошел в народное православие, сохранив главное: представление о них как о защитниках людей. Это первые русские святые Борис и Глеб, которых изображали всадниками. Явление Бориса и Глеба — перед Невской битвой (1240 г.) и во всех других случаях — расценивалось как знак того, что они стоят на страже русичей. Другой отголосок культа Конёвичей — почитание Фрола и Лавра как покровителей лошадей (парное языческое божество здесь заменено парой святых).

 

Академик Б. А. Рыбаков в книге «Язычество Древней Руси» подробно рассказывает о том, что резьба на русских наличниках символизировала путь солнца по небу: узор на верхней доске означал рассвет (малое солнце), полдень (большое солнце) и закат (малое), в узоре под нижней доской присутствовали две головы Ящера (о нем речь пойдет далее) и полуночное солнце. Эти наблюдения, безусловно, верны, однако уважаемый ученый не обратил внимания на наличник сбоку: на обеих вертикальных досках, перпендикулярно основному рисунку, расположены выступы в виде головы и шеи коня (аналогичный узор можно увидеть ниже). Это отражение мифа о Конёвичах — божествах рассвета и заката, воплощающих солнце или везущих его на своей колеснице, — дожившее до XIX века в декоративно-прикладном искусстве.

 

Резной наличник. Суздаль

Резной наличник. Суздаль

 

Связь коня с небом и, особенно с солнцем, наиболее сильна. В любом археологическом музее Золотого кольца русских городов можно увидеть амулеты XI—XII веков в виде двух конских голов, смотрящих в противоположные стороны (аналогичный образ встречается в «коньках» на фронтонах русских изб). Такие амулеты в ту эпоху имело большинство людей, и они, конечно, отражают невероятно широко распространенный миф. Какой? Ответить на этот вопрос нам помогут гимны древнеиндийской Ригведы, в которых регулярно упоминаются Ашвины (буквально Конёвичи, «рожденные от коня») — пара божественных близнецов, воплощение рассветных и закатных сумерек, предстающие в облике коней или двух возниц на колеснице. Ашвины — главные защитники людей: индийские гимны упоминают с дюжину мифов о том, кого и как они спасли. Эти мифы были известны так хорошо, что, к огромному сожалению, не сохранились в пересказе (ведь нет смысла пересказывать общеизвестное); удалось лишь воссоздать по крупицам миф о том, как Ашвины спасли человека по имени Трита, брошенного в колодец старшими братьями.

 

Возможно, к этому же мифу относится и рождественский образ Авсень, упоминаемый в песнях-колядках: он появляется в них вместе с Новым годом; колядущие же ходят с «кобылкой», то есть с изображением конской головы. Вероятно, древняя форма имени этого персонажа — Усинь. Она имеет индоевропейский корень, означающий восход солнца, — он сохранился в латинском имени богини зари Авроры, а также в имени латышского конского бога Усиньша. Таким образом, Авсень-Усинь символизирует начало светлой части года.

 

Коньковые подвески, найденные в XIX в. при раскопках во Владимирской губернии

Коньковые подвески, найденные в XIX в. при раскопках во Владимирской губернии

 

Двуглавый конек как традиционное украшение дома

Двуглавый конек как традиционное украшение дома. Иллюстрация из журнала «Мотивы русской архитектуры», 1880-е гг.

 

Антиподом выглядит ритуальная процессия с реальным конским черепом при проводах русалок, которые приходились на период летнего солнцестояния. Получается, братья Конёвичи могли быть символом не только восхода и заката, но и начала светлой и темной частей года. Они защищали человека и днем и ночью, и летом и зимой, поэтому неудивительно, что обереги с их изображениями пользовались такой популярностью в эпоху двоеверия.

 

Но образ солнечного коня не исчерпывается парным божеством. Конек на русской избе часто бывает не с двумя конскими головами, а с одной — ею завершается центральная балка-матица. Перевернутая подкова (символичная «полная чаша») — это амулет, привлекающий достаток в дом, причем подкова должна быть найдена на дороге, так как, согласно народным поверьям, ее обронил солнечный конь. Снова обратившись к гимнам Ригведы, мы увидим там бога Сурью, чье имя этимологически родственно русскому «солнце», — он представляется в виде коня-солнца или бога на колеснице. Вероятно, именно такого персонажа изображают одиночный «конек» и амулеты-подвески в виде одноглавого коня. Был ли этим божеством бог Хорс, о котором в «Слове о полку Игореве» говорится как о солнце, движущемся по небу? Возможно, но дать точный ответ нельзя. В мотивах русской вышивки встречается изображение персонажа на колеснице, запряженной парой коней. Это очень интересно, ведь о колесницах русскому человеку могло стать известно только из греческих книг. Кем был этот человек? Богом солнца, как индийский Сурья или греческий Гелиос? Этого мы не знаем и никогда не узнаем.

 

Миниатюра из Киевской Псалтири (1397 г.). Солнце в образе античного Гелиоса на колеснице

Миниатюра из Киевской Псалтири (1397 г.). Солнце в образе античного Гелиоса на колеснице

 

Изображение персонажа в колеснице, запряженной парой коней, в традиционной русской вышивке

Изображение персонажа в колеснице, запряженной парой коней, в традиционной русской вышивке