Барбизонская школа: пейзажисты и их картины

Барбизонская школа состояла из художников-пейзажистов. Она была названа в честь местечка Барбизон - маленькой деревни в лесу Фонтенбло, где долгое время жили многие представители барбизонской школы. Пейзажи представителей школы сдержанные по цветовой гамме, они очень достоверны, но не лишены наивной идеализированной окраски. Картины художников-барбизонцев определили основу, возникшего позже, импрессионизма, вывели последователей школы и многих других художников из собственных студий на природу.

 

Художники-барбизонцы с уважением относились к работам таких весомых деятелей искусства, как:

 

  1. Мейндерт Хоббема (https://risovanye.ru/meyndert-hobbema);
  2. Клод Лоррен (https://risovanye.ru/klod-lorren);
  3. Ричард Паркс Бонингтон (https://risovanye.ru/richard-parks-bonington);
  4. Якоб ван Рёйсдаль (https://risovanye.ru/yakob-van-ryoysdal);
  5. Ян ван Гойен (https://risovanye.ru/yan-van-goyen);
  6. Никола Пуссен (https://risovanye.ru/nikola-pussen).

 

Также на барбизонцев оказал значение ряд их современников, среди которых были Гюстав Курбе (https://risovanye.ru/gyustav-kurbe), Эжен Делакруа (https://risovanye.ru/ezhen-delakrua) и Камиль Коро (https://risovanye.ru/kamil-koro).

 

Итак, перейдем к представителям барбизонской школы, ее основателям и вдохновителям.

 

Теодор Руссо

(https://risovanye.ru/teodor-russo)

Основоположник барбизонского течения. Писал свои произведения во Франции, в том числе, провел много времени в Барбизоне и Нормандии. Самые потрясающие полотна живописца были нарисованы, когда он проживал в фермерском доме в Барбизоне. Среди шедевров художника, стоит отметить: «Выход из леса Фонтенбло. Закат» и «Дубы в Апремоне», обе картины хранятся в Лувре.

 

 Теодор Руссо. Этюд в лесу Фонтенбло

Теодор Руссо. Этюд в лесу Фонтенбло

 

Анри Арпиньи

(https://risovanye.ru/anri-arpini)

Творческая карьера живописца началась поздно. Однако, полотна Анри Арпиньи были оценены и хорошо восприняты французской публикой за их невероятное исполнение и простоту.

 

Анри Арпиньи. Бриарский железнодорожный мост

Анри Арпиньи. Бриарский железнодорожный мост

 

Констан Тройон

(https://risovanye.ru/konstan-troyon)

Живописец был знаком с Жюлем Дюпре и Теодором Руссо. Но в 1847 г. Он направился в Голландию и на него произвели огромное впечатление полотна Паулюса Поттера, тогда Тройон перешел от пейзажа к полотнам с животными. Его картины: «Отправление на рынок» (1859г.; место хранения: Эрмитаж) и «Быки отправляются на пахоту. Утро» (1855; место хранения: Лувр), стали выдающимся наследием в истории живописи.

 

Констан Тройон. Охотник со своими собаками

Констан Тройон. Охотник со своими собаками

 

Жюль Дюпре

(https://risovanye.ru/zhyul-dyupre)

Живописцу очень нравился стиль Руссо, на творчество Дюпре повлияла поездка в Англию и виды Констебля, а также он знал другого художника-барбизонца - Никола-Луи Каба. Произошедшее позже, знакомство с Руссо, привнесло в картины Дюпре большое количество реализма. Вместе с Руссо он создавал полотна до 1849 года, в то время и были нарисованы самые весомые шедевры Жюля Дюпре, среди которых: «Старый дуб» (1845—1850 годы; место хранения: Мериленд), «Деревенский пейзаж» (1840—1844; Эрмитаж), «Вечер» (1840-е годы; хранится в ГМИИ), «Ланды» (1845—1850 годы; хранится в Лувре).

 

Жюль Дюпре. Старый дуб

Жюль Дюпре. Старый дуб

 

Нарсис де ла Пенья

(https://risovanye.ru/narsis-de-la-penya)

Живописец поздно пришел к созданию реалистичных пейзажей. Длительное время он был очарован романтизмом в изобразительном искусстве и картинами Антонио да Корреджо (итальянский художник из Пармы). Рисовал картины с нимфами и другими вымышленными персонажами, а его творческие работы вызывали восхищение в Салоне. Тесное знакомство с Руссо выпало на вторую половину творческого пути живописца, они стали совместно писать полотна в лесу Фонтебло, и стилистический аспект живописи Нарсиса де ла Пеньи стал существенно меняться. Очевидно, что поздние пейзажи Нарсиса Вержиля Диаза де ла Пеньи стали весомым вкладом в стилистику художественного искусства, из произведений можно отметить полотна: «Возвышенность в Жан-де-Пари» (1867 год, хранится в музее д’Орсэ), «Лесная дорога» (1850-е, место хранения: Эрмитаж), «Лес в Фонтенбло» (1867, хранится в Бордо), «Старая мельница около Барбизона» (хранится в частной коллекции), «Пейзаж с сосной» (1864 г.; хранится в Эрмитаже), «Опушка леса» (1871, место хранения: Музей д’Орсэ), «Осень в Фонтенбло» (1872, ГМИИ им. Пушкина), «Дорога через лес» (1865—70 гг., Музей д’Орсэ).

 

Нарсис де ла Пенья. Приближение грозы

Нарсис де ла Пенья. Приближение грозы

 

Жан-Франсуа Милле

(https://risovanye.ru/zhan-fransua-mille)

Был сыном простого фермера, что отличает его от большинства мастеров барбизонской школы. Свое 1-ое полотно с бытовым сюжетом написал в 1948 году. У истока своего творческого пути увлекался творчеством Пуссена и Микеланджело, а самое существенное влияние на Милле оказал живописец Шарль-Эмиль Жак. Жан-Франсуа Милле (https://risovanye.ru/zhan-fransua-mille) являлся самым постоянным посетителем леса Фонтенбло из всех художников-барбизонцев. Жан-Франсуа Милле (https://risovanye.ru/zhan-fransua-mille) даже скончался в Барбизоне. Произведения мастера невероятно правдоподобны, в особенности, стоит отметить эти: «Весна» (1868—1873; Музей д’Орсэ), «Сеятель» (1850 г., хранится в Бостоне), «Собирательницы колосьев» (1857 год; хранится в музее д’Орсэ), «Уборка гречихи» (1868—1870; место хранения: Бостон), «Человек с мотыгой» (1863 год, место хранения: частная коллекция), «Стога: осень» (1874, хранится в музее Метрополитен), «Собирательницы хвороста» (1850-е, хранится в ГМИИ им. Пушкина), «Анжелюс» (1857-59 гг., Музей д’Орсэ).

 

Жан-Франсуа Милле. Одуванчики

Жан-Франсуа Милле. Одуванчики

 

Франсуа-Луи Франсэ

(https://risovanye.ru/fransua-lui-franse)

В его картинах есть составляющие классики и мифического изображения, что не удивляет, ведь живописец начинал с рисования изображений к романам и повестям. Франсэ пробовал писать произведения самыми различными средствами: маслом, чернилами, акварелью, углем. Он много проводил эксперименты с техническим мастерством написания произведений, что хорошо видно в разнообразии его полотен.

 

Франсуа-Луи Франсэ. После душа

Франсуа-Луи Франсэ. После душа

 

Шарль-Франсуа Добиньи

(https://risovanye.ru/sharl-fransua-dobini)

Основой творческой деятельности живописца были картины с сюжетами, на них его воодушевила итальянская поездка. Добиньи был популярным мастером и иллюстрировал многие романы, выдающихся писателей, таких как Поль де Кок, Виктор Гюго, Эжен Сю, Оноре де Бальзак и т.д. Склонность художника к правдивым пейзажам, возникла у мастера после знакомства с Камилем Коро. Отображение света в произведениях Шарля-Франсуа, выделяет мастера среди других живописцев барбизонской школы и делает его произведения более похожими на творчество импрессионистов.

 

Шарль-Франсуа Добиньи. Девственные острова в Безоне. Низкий прилив в Виллервилле

Шарль-Франсуа Добиньи. Девственные острова в Безоне. Низкий прилив в Виллервилле

 

Исидор Даньян

(https://risovanye.ru/isidor-danyan)

Живописец обожал правдивые пейзажи и был восхищен картинами Клода Лоррена. Вообще, его стиль отличался как от художников барбизонской школы, так и от творчества импрессионистов, ему свойственна блестящая гладкость и постоянное использование в произведениях исторических архитектурных элементов.

 

Исидор Даньян. Озеро Невшатель

Исидор Даньян. Озеро Невшатель

 

Адольф Аппиан

(https://risovanye.ru/adolf-appian)

Данный художник добился отличных результатов и как художник, и как гравер. Его работы, созданные углем, ничем не проигрывают по техническому мастерству тем, что были написаны маслом. Изящество черного цвета - это и есть главная составляющая его картин.

 

Адольф Аппиан. Окрестности Каркерона Окрестности Каркерона

Адольф Аппиан. Окрестности Каркерона Окрестности Каркерона

 

К кругу также причислялись: Анастази (1820—1889 годы), Никола-Луи Каба (1812—1893), Сисери (1813—1890), Леон-Виктор Дюпре (1816—1879) и некоторые другие. Ученики художников барбизонской школы, в отличие от собственных учителей, не достигли значимых результатов и для многих остались неизвестны.